Новости НИИХП
Новости НИИХП
«Малое хлебопечение. Проблемы и перспективы»
«Малое хлебопечение. Проблемы и перспективы»

Под таким названием 16 октября в стенах НИИ хлебопекарной промышленности прошел круглый стол, приуроченный ко Всемирному дню хлеба. Деловое мероприятие состоялось в рамках фестиваля «Хлебная Россия» с участием представителей власти, НИИХП, хлебной индустрии малого и среднего бизнеса. Встреча проходила в формате – онлайн и оффлайн. 

С приветственным словом к собравшимся обратился Почетный президент Российского союза пекарей, советник по стратегическому развитию НИИХП, академик РАН, д.э.н., профессор Анатолий Павлович Косован. Он поздравил участников круглого стола с праздником, выразил признательность людям, занимающимся хлебопечением. В своем выступлении Анатолий Павлович заметил о важном союзе научной и производственной сфер, акцентировал внимание на темах, требующих сегодня решения в малом и среднем бизнесе отрасли и необходимости деятельности создаваемой Ассоциации пекарей и кондитеров, которая может помочь кардинально изменить ситуацию на рынке. «Чтобы выйти из концептуального тупика нужна научно проработанная модель солидарного и гармоничного развития крупного, среднего и малого производств, что подразумевает, в том числе, взаимное уважение и учет различий».

О тенденциях, повлиявших на ситуацию на рынке, рассказала директор НИИ хлебопекарной промышленности Марина Николаевна Костюченко. Сегодня малый бизнес представляет собой перспективный и быстроразвивающийся сегмент хлебопечения России, – отметила Марина Николаевна. В ряде регионов (Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского и Приволжского Федеральных округов) наблюдается преобладание малого хлебопечения над промышленным. Одновременно на рынке крупных городских агломераций происходит быстрый рост современных форматов пекарен – кафе, пекарен-кондитерских. И данное направление имеет не плохие перспективы. Хлебобулочные изделия продолжают оставаться продуктом массового спроса, представлять собой определенный индикатор, который показывает изменения потребительских настроений. «Особенностями развития рынка в текущем году является повышенный уровень неопределенности, связанной с внезапной начавшейся пандемией. По нашему мнению, в этой связи, могут быть отмечены следующие тенденции рынка: это падение оборота общественного питания в России (по оперативным данным Росстата – более, чем в два раза, со 130 до 64 млрд. руб., за первое полугодие – на 28%); сокращение производства замороженных полуфабрикатов (в апреле упало на 13%, в мае – на 30%); падение доходов населения, снижение покупательского спроса, что не может не сказаться на малых предприятиях, в основном, ориентированных на премиум сегмент; рост домашнего хлебопечение;  потребление мелкоштучных изделий; развитие электронной торговли и услуг, повышенный интерес к продукции, укрепляющей иммунитет».  

Председатель правления Ассоциации пекарей и кондитеров «Росхлеб», генеральный директор ООО «Хлебная Мануфактура» Андрей Федорович Сущенко отметил повышение покупательского спроса на новую продукцию, что приводит сегодня к расширению ассортиментного ряда, персонализации питания. И это закономерное развитие. То же самое, можно сказать и о возникшей необходимости создания Ассоциации пекарей и кондитеров. «Когда есть желание у группы единомышленников – которые думают одинаково и правильно о хлебе, и ориентированы больше не на финансовые показатели, а на качественные характеристики, есть возможность изменить ситуацию на рынке и отношение нашей отрасли к хлебу, – сказал Андрей Федорович. Он рассказал о планах Ассоциации, поделился первоочередными задачами. Обучающие программы, работа с покупателями в целях популяризации хлеба, другие немаловажные вопросы – сегодня в приоритете организации.

О возможностях Ассоциации более подробно рассказал исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров «Росхлеб» Валентин Евгеньевич Максимов. «Ассоциация – это, конечно же, в первую очередь, люди, – сказал Валентин Евгеньевич. – Большие, маленькие пекарни. Тот хлеб, который в процессе производства прошел через человеческие руки, это практически уже немного другой продукт. И поэтому те люди, которые «болеют» хлебом, они все потенциальные члены Ассоциации. На сегодняшний день выразило желание вступить в организацию – порядка 30-40 физических и юридических лиц».

Из прозвучавшей на круглом столе презентации Ассоциации пекарей и кондитеров «Росхлеб» собравшиеся узнали об условиях принятия в состав организации новых членов, о целях, которые она перед собой ставит.

О поддержке среднего и малого бизнеса рассказал Дмитрий Викторович Герасимов, начальник Управления мер поддержки ГБУ «Малый бизнес Москвы» (Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы). Он озвучил разработанные предложения по образовательных программам, имущественной поддержке, субсидиям, другим проектам, направленным на помощь малым предприятиям: «У нас достаточно серьезный пул мероприятий, который помогает как предпринимателю начинающему – тому, кто только хочет открыть собственный бизнес (для обучения разработали онлайн платформу), так и для предпринимателей, которым нужно повысить свою компетенцию. Хотелось бы также отметь направление индивидуальной траектории развития. Оно направлено на повышение личной компетенции. В онлайн академии около 140 уроков, направленных на обучение аудитории различного уровня подготовки. Большой блок финансовой поддержки, она в этом году буквально «выстрелила» из-за пандемической ситуации».

О том, как переживали сложный период во время пандемии весной и как обстоят дела сегодня на предприятиях рассказали – руководитель SashaBread Дарья Антоновна Мясищева и директор пекарни «Печорин хлеб» Роман Геннадьевич Мамаев.

А тренер Сборной России по хлебопечению Виталий Иванович Лунин посвятил свое выступление вопросам трансформации предприятий малого бизнеса, направленных на решение покупательских задач. Например, некоторые малые пекарни сегодня перешли в формат «магазин у дома». Виталий Иванович обратил внимание собравшихся на минусы услуг операторов онлайн-доставки. Из-за чего некоторые производители организовали свою опцию доставки. Отметил спикер также необходимость развития и продвижения своих сайтов, активизации в соцмедиа.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что встреча была достаточно продуктивной и полезной для всех сторон диалога, каждый их присутствующих сможет из озвученного взять что-то полезное для себя. Поблагодарив модератора мероприятия – генерального директора ООО «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ» Романа Геннадьевича Калинина за прекрасную организацию встречи, собравшиеся согласились в необходимости подобных дискуссий на актуальные для отрасли темы.

Ещё материалы: