10 июня прошел первый онлайн-форум пекарей и кондитеров «Выход из кризиса и новый потребитель», который стал площадкой для прямого диалога между участниками рынка малого хлебопечения и кондитерского производства, экспертным сообществом, представителями органов власти. Организаторы – ФГАНУ НИИХП, журнал Bakery News, Ассоциация пекарей и кондитеров (АПЕК).
Владельцы пекарен и кондитерских обсудили на форуме широкий круг вопросов и получили ответы на главные из них: что делать, чтобы сохранить бизнес и эффективно работать в новой экономической реальности?
Трансляцию посмотрели более 700 человек. Ключевыми спикерами форума стали известные участники рынка малого хлебопечения и кондитерского производства – Андрей Гейко, «Хлебница»; Роман Певзнер, «Буше»; Ольга Добычина, «Батон»; Андрей Сущенко, «Хлебная мануфактура» и др., а также представители организаций и компаний – Марина Костюченко (директор НИИ хлебопекарной промышленности), Екатерина Бобылева (Роспотребнадзор), Андрей Железняков (ГБУ «Малый бизнес Москвы»), Галина Радаева (рабочая группа по франчайзингу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей), Ирина Авруцкая (Novikov School), Валерий Гинзбург (Eurus Consulting, USA) и др.
Выступающие поделились с участниками форума лучшими идеями, новым опытом работы и анализом рынка. Так, Андрей Гейко подробно рассказал о планах развития сети «Хлебница» (в этом году количество пекарен превысит тысячу) и требованиях, которые предъявляются к франчайзи: «Партнер должен иметь рекомендации от 2 участников сети, на 100% участвовать в бизнесе (а не только быть инвестором), не иметь сопутствующих бизнесов («запасных аэродромов») и располагать средствами для открытия как минимум 10 торговых точек».
Ольга Добычина предложила для обсуждения свою идею доставки хлеба, которую сеть «Батон» сегодня реализует: «Она заключается в том, чтобы люди получали свежий хлеб к завтраку, с доставкой на ручку двери. Эта идея родилась в компании еще год назад».
О трансформации бизнеса в условиях карантина рассказал и Роман Певзнер. Поскольку с конца марта кафе-кондитерские «Буше» были закрыты, они стали торговать навынос. При этом важным каналом продаж стал ретейл, куда сеть поставляет готовую еду, хлеб и слойки. И хотя поначалу из-за сравнительно высокой цены на продукцию продажи в ритейле упали, сейчас все возвращается на круги своя. «У людей появился оптимизм и вера в то, что они могут покупать тот хлеб и продукты, который хотят», - уверен Роман.
С аналитическими докладами выступили Марина Костюченко (ФГАНУ НИИХП), Роман Калинин («Ватель маркетинг») и Валерий Гинзбург (Eurus Consulting (USA)), которые на основании последних статистических данных представили информационный срез рынков хлебобулочных и кондитерских изделий, привели примеры успешного реагирования участников рынка на негативные тенденции и предложили практические рекомендации по работе с выходом из кризиса. Однако с переходом к нормальной жизни, по мнению Марины Костюченко, многие особенности потребительского поведения и общие тренды, характерные для периода пандемии, сохранятся. «Главным мегатрендом пандемии стала цифровизация экономики, которая отражается во всем комплексе взаимоотношений производителей с потребителями и на выборе последних», - уточнила директор НИИ хлебопекарной промышленности.
Интригой форума стала презентация новой Ассоциации пекарей и кондитеров (АПЕК). В условиях резкого ухудшения условий работы для малого хлебопекарного и кондитерского бизнеса – падения продаж, прямых запретов, ужесточения требований безопасности и др. – важнейшей задачей ассоциации, как пояснил Максим Окулов (АПЕК), он видит лоббирование интересов участников отрасли. Кроме того ассоциация, как отметила Марина Костюченко, способна предложить своим участникам льготные цены от крупнейших поставщиков оборудования и сырья.
По словам модератора Романа Калинина, гендиректора «Ватель маркетинг», участники форума получили хорошую пищу для размышлений и познакомились с разными точками зрения. «Например, есть мнение Андрея Гейко («Хлебница»), сеть которого прекрасно развивается по франшизе, и мнение Андрея Сущенко» («Хлебная мануфактура») и Романа Певзнера («Буше»), которые уверены, что франчайзинг – это не их история, поскольку они не могут передать «душу» продукта во франшизе», - заключил он.
Стоит отметить, что форум прошел в неформальной обстановке, спикеры и эксперты имели возможность в любой момент включиться в диалог, задать вопрос и высказаться. Пожалуй, общее мнение о форуме одной фразой выразила Ольга Добычина («Батон»): «Спасибо всем! Было здорово!»
Получить ссылку на трансляцию онлайн-форума пекарей и кондитеров «Выход из кризиса и новый потребитель» можно, пройдя регистрацию на https://forum.bakery.news/